ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ СВОИМИ РУКАМИ

ЛЕПИМ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ - ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем.

Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивки было сильно развито; особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.

Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. При византийских царях искусство вышивки достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и седла.


При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н. э.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением III века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году.

Между замечательными вышивками Франции особенно известна, хранящаяся в музее в Байё (Bayeux), большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. Крестовые походы, близко познакомившие жителей Западной Европы с великолепием Востока. Они способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали вышивке своё свободное время.

Установившиеся торговые сношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим искусством.


Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более доступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах.

Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. В вышивке появляются растительные орнаменты - ритмическое чередование элементов или группы элементов. Особенно широко орнаменты используются для украшения одежды, белья, скатертей, салфеток и т.п.

Одним из наиболее выразительных приемов вышивки является художественная гладь. В своем развитии она прошла путь от счетных вышивок, выполняемых простыми видами швов, до сложнейших объемных мотивов в сочетании с различными гладьевыми разделками геометрических форм. Искусство вышивки гладью совершенствовалось тысячами безымянных мастериц

Рассмотрим виды глади:

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом "вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.

Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Чтобы научиться основным приемам вышивки гладью, не требуется большого навыка и мастерства, в чем вы можете убедиться, прочитав ниже перечисленные виды швов, применяемые в вышивке гладью.

Поиск

Поделиться:

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru