Шитье из лоскутков и простегивание многослойных текстильных изделий является традиционным видом декоративно-прикладного искусства для многих народов мира. Обе эти техники тесно связаны между собой.
Считается, что квилт, или стежка, впервые появился в странах Востока несколько тысячелетий назад. В одеянии буддийских монахов, например, важнейшей деталью были «кэса» – теплые стеганые лоскутные накидки. Буддийские предания гласят, что сам Будда лично разработал правила изготовления кэса (количество и расположение частей, специальные стежки). С момента своего возникновения в VI столетии широкое и большей частью прямоугольное покрывало осталось без принципиальных изменений. Кэса, драпируясь подобно тоге, носится через левое плечо, оставляя открытыми правое плечо и руку.
А если Вы всерьез решите заняться этим видом творчества, то стоит обзавестись, кроме этого, специальными инструментами, заметно облегчающими труд квилтера. Работая с хорошим инструментом, Вы будете получать массу удовольствия от таких рутинных операций, как раскрой множества одинаковых мелких деталей или машинная стежка изделия размером 1,5 х2 м. Кроме того, инструменты, разработанные специально для занятий пэчворком, сэкономят Вам огромное количество времени и сил.
Нитки желательно иметь различных цветов, оттенков и качества. Для хлопчатобумажных тканей – х/б нитки, для синтетических – смесовые. Выбор ниток зависит от конкретной операции, которую вы выполняете.
Лоскутки в блоки сшивают нитками № 50 или 60 нейтральных тонов – в зависимости от цвета лоскутков – серыми, бежевыми, чуть зеленоватыми, сиреневыми.
Для сборки блоков в полотно (имеются в виду крупноформатные работы) нужно взять прочные, армированные нитки № 40, 50.
Ведь ткани решают практически всё! Имея под рукой красивые ткани, в удачном цветовом сочетании и хорошо зная технологию, Вы легко сошьете нечто совершенно очаровательное, применив самую простую лоскутную схему. И в то же время любой самый гениальный эскиз никогда не будет приведен в исполнение при отсутствии подходящих тканей, а самая интересная геометрическая схема, выполненная из чего попало, потеряет всю свою прелесть.
В первую очередь все ткани, тесьму, ленты и отделочные шнуры проверяют на прочность окраски. Для этого уголок лоскута, краешек тесьмы, ленты утюжат через мокрую белую ткань. Если на ней остается след, значит, материал попался линючий и его можно использовать только после длительного полоскания в теплой воде (пока вода не станет прозрачной). Лучше, конечно, такими материалами совсем не пользоваться, но если уж очень необходим именно этот лоскуток (ленточка, тесемочка), то можно попытаться закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением уксуса (1 ст. ложку на 5 л воды).
Гармония цветов – это красивая, согласованная, приятная для восприятия цветовая композиция, то есть некое радующее глаз равновесие цветовых пятен. Упрощенно, оценка «гармонично – дисгармонично» в первую очередь, эмоциональная: «нравится – не нравится». Но профессионалы давно перенесли понятие гармонии цвета из области ощущений в мир научных закономерностей.
Для определения гармонических сочетаний удобно пользоваться двенадцатисекторным цветовым кругом. Основные, чистые, цвета этого круга – желтый, красный и синий. Их также называют цветами первого порядка.
Так как лоскутное шитье гораздо старше швейных машинок, изначально все кусочки соединялись мастерицами вручную. Я заранее представляю Ваше искреннее возмущение: «Зачем же тратить на это столько сил и времени, когда есть современные швейные машинки!!!» В чем-то, конечно, Вы правы. Но. Ведь современных вязальных машин тоже не счесть, но крючок и спицы пока еще никто не отменял. Во-первых, есть в процессе ручной сборки и стежки, так же, как и в ручном вязании, что-то от медитации. Вот только представьте себе, что на даче, где нет швейной машинки (и, желательно, телевизора!), Вы, никуда не торопясь, в самые жаркие часы, когда нельзя работать в саду, или наоборот, вечером, под низко висящей лампой, в свое удовольствие шьете вручную, концентрируя все свое внимание на кусочках ткани и забывая при этом обо всем на свете! Лучшего отдыха от всех проблем просто не придумать!
Рассмотрим более подробно технику шитья из полос на примере изготовления традиционных лоскутных схем.
В качестве основы можно использовать также тонкий клеевой флизелин, только в этом случае будьте предельно осторожны с утюгом – чтобы не пришлось отдирать неудачно приутюженую деталь.
Акцентирую Ваше внимание на двух вещах:
Итак, схема сборки лоскутного блока «Елочка» (или «Паркет», «Шишка») своим названием обязана внешнему сходству с видом молодой ели, паркетной кладки или с формой шишки. Иногда можно встретить эту схему под названием «Четверть квадрата» (рис. 22).
Так, если стачать четное количество полос одинаковой ширины с чередованием двух расцветок, разрезать их на прямоугольники перпендикулярно шву стачивания с интервалом, равным изначальной ширине полос, и снова стачать полученные фрагменты с поочередным поворотом на 180°, то получится «шахматный» узор (рис. 46).
Итак. Качество лоскутного полотна из квадратов в первую очередь зависит от точности кроя составляющих его деталей-квадратов. Если Вы пользуетесь роликовым ножом и подложкой – нет проблем, они специально созданы для достижения максимальной точности кроя в лоскутном шитье, но если ножницами – дело уже несколько осложняется. Но повода напрягаться пока что нет. Маленькие квадратики классики жанра советуют нам выкраивать по шаблону, и тут мы их слушаемся безоговорочно, так почему бы не применить этот метод к большим квадратам?
Например, схема «Елочка», если начальным элементом сделать не квадрат, а треугольник и пришить к нему много полосок, как показано на рис. 61, плавно превращается в «Косичку». Изготовив несколько таких полос-косичек, их можно с таким же успехом, как и все предыдущие блоки-полосы, разделять растром, разрезать и поворачивать относительно друг друга на 90° и 180° (рис. 62).
Кайма – важная часть лоскутного произведения. Она несет не только художественную, но и технологическую нагрузку. Благодаря красиво подобранной кайме Ваше одеяло (панно) будет выглядеть законченным, а правильно пришитая еще и придаст ему безупречную форму. Не забывайте, что так же, как тщательно продуманная кайма украсит ваше изделие, случайная – легко его испортит. И не торопитесь, так как кайма нередко требует не меньше творческих усилий и поисков, чем само изделие.
Затем нужно выкроить прокладку и подкладку. Прокладка – синтепон, ватин или флис – выкраивается примерно на 5 см по каждой стороне больше лоскутной части. Если стандартной ширины прокладочного материала Вам не хватает, нужно дотачать ее вручную, уложив нужную полосу встык и соединив с основным полотном широкими, свободными стежками через край, чтобы на месте стыка не было заметного утолщения.
Для того чтобы простегать изделие вручную, нужно выполнить те же предварительные операции по сборке и сметыванию трех слоев, что и при машинной стежке. Так же, как и при стежке на машинке, все швы выполняются от центра к краям изделия. Поскольку Вы вряд ли обеспечите себя в ближайшем будущем рамой для стежки (я и так от Вас требую слишком многого), я расскажу вам по секрету, как стегать вручную без нее.
• Чтобы краски на квилте долго сохраняли яркость цвета, лоскутное изделие не должно находиться под прямыми солнечными лучами.
• Если Вы длительное время храните изделие в сложенном виде, то по прошествии нескольких недель его нужно обязательно вынуть и сложить по-другому, во избежание появления заломов. Лучше всего складывать квилты втрое, чтобы линии сминания не приходились на середину.