Макраме называют одну из техник узелкового плетения. Развиваться этот вид рукоделия начал еще в древние времена – его история началась с того момента, когда человек завязал первый узел.
Исторический путь макраме
Узелковое плетение начало развиваться сразу после того, как люди научились завязывать узлы. Сначала человек использовал такую технику для изготовления сетей и веревок. Материалом для плетения служило растительное сырье (трава, солома) или шерсть.
В истории можно проследить множество моментов, когда люди использовали узелковое плетение. Одни народы (например, инки) создали на основе узелков письменность – один шнурок с различными узлами был целым сообщением, причем зашифрованным. Другие завязывали узелок на память, чтобы не забыть о каком-либо деле – многие и сейчас пользуются таким приемом. Благодаря плетению из узлов создавалось множество полезных вещей, например, корзины, упряжки для лошадей, веревки для быта и соединения деталей одежды.
Большой вклад в прогресс узелкового плетения сделали моряки. В их обиходе была не одна тысяча узлов. Использовали они такую технику не только для парусной оснастки, но также создавали плетение для оружия, фляг, бутылей. Морские узлы получаются не только крепкими, но и красивыми, поэтому многие из них используются в современной технике макраме.
Со временем узелковое плетение стали использовать не только для создания необходимых вещей, но и в декоративных целях. В такой технике изготавливали одежду и аксессуары, плели различные изделия для украшения жилища – панно, коврики, салфетки, шторы.
Придя в Италию в XV веке, узелковое плетение превратилось в настоящее искусство – открывали даже школы, чтобы обучать этой технике детей. По имени преподавателя (Валентина Кавандоли) даже названа одна из разновидностей плетения. Технику Кавандоли называют также гобеленовым плетением.
После узелковое плетение распространилось по всей Европе и Северной Америке, а в Англии викторианскую эпоху еще часто называют золотым веком этого хобби – такая техника была популярна для создания украшений для интерьера (скатертей, покрывал, абажуров).
Название макраме пришло относительно недавно – в XIX веке – у арабов это слово обозначает кружево или бахрому. Несмотря на молодость термина, узелковое плетение было известно много раньше, просто называли его по-другому. На Руси, к примеру, его называли узорочьем.
Макраме периодически оказывается на пике популярности – не исключение и наше время. Таким плетением создают различные аксессуары для дома, сумки, пояса, игрушки, корзины. Особую популярность получила техника плетения из тонких нитей – ее часто называют микромакраме. Таким способом чаще делают тесьму, бахрому и всевозможные украшения – серьги, браслеты, колье.
Макраме – увлечение для всех
Увлечение макраме свойственно в любом возрасте. Обычно любовь к такому плетению просыпается в детстве – этим хобби часто увлекаются дети с 9-11 лет. В основном этой техникой, как и многими другими видами рукоделия, интересуются девочки.
Во взрослой жизни такое хобби обычно появляется вместе со свободным временем – в декрете, длительном отпуске, на пенсии или просто при желании попробовать что-то новое или вспомнить хорошее забытое старое увлечение из детства.
Макраме – красиво и практично
В технике макраме можно делать всевозможные изделия. Часто это различные украшения для дома – шторы, кашпо, декоративные фигурки, панно, абажуры, покрывала и чехлы для мебели и подушек, закладки для книг, салфетки, ловцы снов и даже целые гобелены. Узелковым плетением можно делать оплетку для различных предметов – цветочных горшков и ваз, карандашниц и различных подставок, бутылок.
Конечно, макраме для начинающих заключается в создании довольно простых вещей, но, набрав достаточно опыта, можно создавать в этой технике всевозможные аксессуары и даже одежду. Правильно выбирая расходный материал можно сплести платье или юбку, тунику, купальник или топ, пончо или болеро, жакет и многие другие вещи. Сплетая узлы можно создать сумку или косметичку, ремень или чехол для очков. Такие вещи будут не только красивыми, но и оригинальными и эксклюзивными.
Используя более тонкие нити и шнуры можно создавать в технике макраме всевозможные украшения. Колье и подвески, браслеты и серьги – все это можно сделать при помощи узлов. Если использовать дополнительно камни или бусины, то можно создать целый шедевр.
Различные вещи, выполненные в технике макраме, могут послужить не только прекрасным украшением, но и стать отличным подарком. Девушке можно подарить интересную сумку или украшение, для заядлого автомобилиста можно сплести чехлы для сидений, любителю комнатных растений придутся по душе плетеные цветочные кашпо. Дети порадуются оригинальной игрушке или милому настенному панно, а коллег можно одарить приятными мелочами – подстаканниками, закладками, небольшими фигурками.
Фриволите – это удивительно красивое узорное кружево, которое плетут с помощью челноков. Технология фриволите основана на вязании двойного узла: нить с челнока (одного или нескольких) подается на руки и обрабатывается обеими руками.
Искусство плетения этого кружева родилось на Востоке. Упоминания об узелковых кружевах, выполненных в технике фриволите, находят в культурных памятниках Древнего Китая и Древнего Египта. Народы Востока изобрели главный инструмент плетения – челнок, с помощью которого древние матера получили возможность создавать удивительные образцы рукоделия. На Востоке кружево фриволите так и называли – манук, что означает «челнок».
Из стран Востока челночное кружево попало в Европу.
В Италии кружево фриволите называется окко (occhi), что означает «глаз», «глазок». Действительно, основной элемент узора – овальное кольцо – по своей форме напоминает глаз. И из таких колец – «глазков» – в основном и состоят итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока.
В Англии фриволите называют тетинг (от tat – плести кружево) – плетеное кружево.
В Германии кружево фриволите носит название шиффхен шпитцен (schiffchenspitze) – челночное кружево.
Название «фриволите» от французского frivilite можно трактовать двояко. С одной стороны, слово frivole – пустой – говорит о структуре кружева – оно неплотное, с большими, незаполненными дырочками. С другой стороны, frivole можно перевести как легкомысленный и отнести вообще к легкомысленности любой отделки. Либо – в качестве юмористического варианта – этим словом можно охарактеризовать дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, фриволите было очень популярно в этих кругах, так как не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести веселые, легкомысленные беседы. Именно под французским названием челночное кружево из Франции и пришло в Россию.
В России особенно модным фриволите было в XVII веке. Тогда кружева фриволите плели из более толстых нитей, чем другие виды кружев, даже из тонких шнуров, и использовали для отделки верхней одежды, обшивки мебели, для занавесей и портьер. А с конца XVII века кружево начали плести из тонких нитей, и оно стало украшением одежды знати. Основным материалом для кружевной отделки одежды были тонкие серебряные и золотые нити. Особенно модны были, даже в мужской одежде, кружевные воротнички, манжеты, жабо, изготовленные в технике фриволите.
В середине XVIII века кружево в основном плели из шелковых и льняных нитей. Такие кружева могли носить и небогатые модники и модницы. Кружевом фриволите отделывали юбки, фартуки, чепцы, носили кружевные накидки, палантины, наколки.
В российских помещичьих имениях крепостные кружевницы осваивали технику плетения челночного кружева, дополняя его своими интересными находками. Искусство плетения челноками передавалось от матери к дочери. Плетению кружев фриволите также обучали в пансионах и институтах благородных девиц.
Кружевные мастерицы прошедших времен создавали уникальные изделия, которые стали музейными экспонатами: перчатки, сумочки, накидки, зонтики. Кружева фриволите всегда были в моде. О популярности плетения фриволите в XIX и начале XX века можно судить хотя бы по тому, что в пособиях по рукоделию этому кружеву посвящены обширные главы.
После октября 1917 года в России ситуация изменилась: кружевоплетение было названо «барской затеей». О кружевах вообще (и о фриволите, в частности) надолго забыли.
А в Европе интерес к нему продолжал оставаться неизменным. Регулярно издавались книги (альбомы), пособия, сборники схем, журналы, посвященные кружеву фриволите. В 1950-е годы искусство плетения кружев фриволите стало постепенно воз– рождаться в Прибалтике. Эстонские мастерицы разработали новую, более скоростную и удобную технику плетения кружев фриволите. В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде.
Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны. Кружева фриволите применяют и для отделки, и как штучные, самостоятельные изделия. На отделку идет как мерное кружево (край-кружево, прошва, аграмант), так и отдельные мотивы. Мотивы пришивают к ткани как аппликации или врабатывают в вырез на ткани. Ассортимент изделий, в которых используется кружево фриволите, огромен. Кружевные мастерицы плетут воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия: предметы интерьера – скатерти, покрывала, портьеры, игрушки, а также одежду и различные украшения.
При желании фриволите можно комбинировать с другими видами рукоделия: макраме, вязанием спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.
Плетение кружев челноком несложно и увлекательно. Этим рукоделием можно заниматься и дома на диване перед телевизором, и в путешествии – оно не требует специального рабочего места. А технику фриволите легко осваивают и взрослые, и дети.