Семейный бюджет — очень важный вопрос, особенно для молодой семьи. Казалось бы, что может быть проще, чем распоряжаться деньгами, раз уж они заработаны. Схема на первый взгляд элементарна: получаешь зарплату — приносишь в семью — кладешь в шкатулку (за шкаф, в тумбочку, под матрас) — потом просто берешь оттуда и тратишь на свои нужды. Но очень часто денег к концу месяца не остается. Пожалуй, всем молодым, неокрепшим в бытовых боях семьям знакома эта проблема: полное отсутствие денег перед очередной зарплатой. Впрочем, не только молодым. Семейство «со стажем» тоже порой начинает выяснять, на что они были потрачены, а вспомнить зачастую бывает сложно. Вроде бы и не купили ничего особенного, а деньги как растворились.
Молодая хозяйка, в отличие от опытной, еще не наделена той житейской мудростью, которая подскажет ей, сколько денег надо отложить на овощи, сколько — на одежду и бытовую химию, а сколько — на непредвиденные расходы в виде оплаты услуг электрика, сантехника или зубного врача.
Желание поскорее потратить деньги бывает настолько всепоглощающим и непреодолимым, что бороться с ним очень сложно. Не швыряйте деньги направо и налево, способствуя развитию китайской, турецкой и польской экономики, но никак не процветанию собственного бюджета. Не имеет смысла скупать многочисленные нефункциональные милые пустячки, без которых вполне можно обойтись. Ведь после успешно проведенного опустошительного рейда по магазинам семейных денег хватит только на покупку нескольких килограммов макарон, которыми «счастливая» пара будет питаться до следующей получки.
Выход есть, и многие им пользуются — ведут учет семейных доходов и расходов, стараясь подсчитывать все, на что истрачены деньги. Занесите в таблицу ваши совместные доходы. Расходы пока не планируйте, не поленитесь собрать чеки и квитанции на все покупки и услуги, которые вы оплачивали. Если к концу месяца у вас еще остались средства к существованию, значит, вы с задачей справились. А если за неделю до зарплаты случайно обнаружили, что деньги почти закончились, то самое время задуматься над сокращением расходов. Где там наши собранные чеки? К обсуждению трат и совершенных покупок следует подойти критически и обязательно вместе с мужем (который, в идеале, тоже отслеживал свои траты).
Некоторые семьи занимаются также планированием бюджета на следующий месяц. Распределите ваши доходы на несколько статей: продукты, коммунальные платежи и необходимые товары, карманные расходы и личные траты, непредвиденные случаи и подарки. Очень скоро вы заметите, что стали рациональнее использовать свои финансы.
Каждый желает знать.
Не все знают, что если товар оказался некачественным или по каким-то причинам вас не устраивает, то можно при наличии чека вернуть его продавцу и потребовать деньги обратно. И зачастую потребитель остается в дураках, причем не только в магазине, но и в прачечной, кафе, на заправке и т. д. Почему? Потому что мы не знаем своих прав. Рассмотрим подробнее некоторые типичные ситуации.
✔Допустим, вы рассматривали какую-то хрупкую вещицу в магазине и случайно ее разбили. Администрация или продавец, естественно, потребуют оплатить ее стоимость. Но они не имеют на это права, так как за риск случайной порчи товара ответственность несет его собственник. До передачи денег за товар и получения в руки кассового чека собственником является продавец, значит, он и должен будет отвечать. Какой делаем вывод? Правильно, ни в коем случае не соглашайтесь оплачивать ни полностью, ни частично случайно испорченный вами товар. Закон на вашей стороне.
✔Даже в красивых супермаркетах нас иногда обсчитывают. Обычно порядок оплаты за покупку происходит следующим образом: кассир пробивает чек, молча кладет ваши деньги в кассовый ящик и выдает чек вместе со сдачей. Вы обнаруживаете, что вам дали сдачи меньше, чем нужно. Пытаетесь объясниться, но кассир невозмутим: мол, вы дали другую купюру. По закону расчет должен происходить так: кассир называет сумму покупки, берет ваши деньги и кладет их отдельно на видном месте; печатает чек и объявляет общую стоимость покупки и сумму сдачи; выдает ее вместе с чеком. И только после всех этих манипуляций кладет деньги покупателя в кассовый ящик. Если вас обсчитали, следует настоять на своем и обратиться к администратору.
✔Очень часто кассир вместо сдачи предлагает вам всякие абсолютно ненужные мелочи, например спички, конфеты, зажигалки и пр. В этом случае нарушается закон, если отказываются продать товар, мотивируя тем, что нет сдачи. Продавец или кассир обязан найти выход из создавшегося положения сам, а не требовать от покупателя сбегать разменять деньги.
✔Супермаркеты удобны тем, что в одном месте можно купить практически любые продукты и товары для дома, причем каждую покупку не спеша рассмотреть и никто не будет делать замечание, что вы задерживаете очередь. Однако часто люди увлекаются и забывают, зачем, собственно, пришли в магазин. Вследствие этого можно приобрести что-то в данный момент абсолютно ненужное, а на действительно необходимую вещь денег уже не останется. Поэтому в супермаркет лучше отправляться со списком товаров, которые вы собираетесь купить.
✔Один из способов обмануть покупателя в супермаркете заключается в том, что вам приходится платить не только за облюбованный продукт, но и за его упаковку. Проще говоря, это означает, что человек, покупающий осетрину, платит еще и за бумажку, пропахшую деликатесом, причем по цене самой осетрины. Часто при централизованной фасовке продукта используется более «солидная» пленка, чем положено по ГОСТу. Казалось бы, миллиметр толщины, а из этих миллиметров, умноженных на стоимость, получается приличная сумма навара.
✔Еще один способ «выбивания» денег из клиента похож на подсудные шантаж и вымогательство. Кассир специально не пробивает одну единицу купленного вами товара. Вы, не заметив этого, отходите от кассы и... вас останавливает охрана. Контролер просматривает чек и фиксирует неоплаченный товар, который считается украденным. Охрана вас задерживает и предлагает не усугублять ситуацию — обойтись без милиции. Если вы стали жертвой жуликов, то ведите себя уверенно, но не нагло, стойте на своем. Постарайтесь перевести инцидент в недоразумение. Охране самой не нужно усугубления конфликта — люди просто хотят «подзаработать».
Они не имеют права отводить вас в служебное положение, досматривать вас и ваши вещи, применять насилие, кроме случаев оказания сопротивления. Доказать, что это действительно был факт воровства, практически невозможно. Вам достаточно стоять на своем: все, что вы купили, вами оплачено, остальное — не ваша проблема.
✔Самый распространенный случай нарушения правил торговли в супермаркетах — неправильно развешанные ценники и неверная информация на них. Это, правда, может быть связано с банальной халатностью. Но итог подобных нарушений один: покупатель берет товар, будучи уверенным, что он имеет вполне приемлемую цену, а у кассы узнает, что этот товар значительно дороже.
✔Ценники — хорошие индикаторы добросовестности продавца. По правилам на каждом ценнике должны быть представлены наименование товара, сорт, цена за вес или единицу изделия, дата его оформления. Все это заверяется подписью материально ответственного лица или печатью организации.
✔Уцененные товары хороши тем, что вожделенную вещь можно приобрести практически по бросовой цене. При этом чем больше у товара изъянов, тем ниже цена. Но сразу трудно увидеть все дефекты, поэтому продавец обязан рассказать покупателю о них.
✔Товары — почтой. Хм... Можно, конечно, воспользоваться услугами чего-то вроде Интернет-торговли, однако, во-первых, велика опасность нарваться на мошенников, а во-вторых, снимок изделия в рекламке очень далек от того, что вы в итоге получите. К тому же обычно необходима предоплата за товар, который вы в глаза не видели и в руках не держали. Поэтому прежде чем что-то заказывать, узнайте юридический адрес продавца, потребуйте чек или накладную с его реквизитами.
✔В мастерских и салонах по ремонту, чистке, стирке, стрижке и т. д. не имеют права требовать с вас предоплату. По закону услугу сначала надо оказать, а уже потом брать за нее плату. Обязательно требуйте чек и квитанцию с реквизитами и указанием услуги, даты приема заказа и конечного срока его выполнения.
✔Если в ресторане, кафе или столовой официант принес вам еду, которая не соответствует написанному (масса, состав и пр.), вы вправе от нее отказаться.
✔Приобретая, например, бытовую технику, имейте в виду, что производители товаров устанавливают гарантийный срок только на то изделие, которое распространяется через официальных дилеров. Срок гарантии исчисляется с момента передачи товара потребителю. Продавец не имеет права уменьшать срок, установленный изготовителем. Если заводская гарантия на три месяца, а вам говорят, что на два, откажитесь от покупки. Если у вас требуют плату за гарантию, выясните, кем и на каком основании она установлена. Проверьте все внимательно: в гарантийном талоне должна быть указана информация о месте и дате покупки, стоять подпись продавца и штамп магазина.
✔Гарантийный срок и срок службы изделия — не одно и то же. Срок службы определяется отрезком времени и единицей измерения, например для автомобиля — километрами пробега. Определяется он изготовителем, однако если этот срок не указан, товар автоматически должен прослужить в течение 10 лет. То есть если вещь сломалась раньше срока службы изделия не по вашей вине, то вы имеете право требовать с изготовителя компенсацию.
✔Ни в коем случае не срезайте ярлыки с одежды. На них стоят символы, разъясняющие правила ухода за вещью. Если вашу вещь испортят в химчистке или в прачечной, то вы сможете отстоять свои права, так как изделие было обработано в обход предупреждению на ярлыке. Если ярлыка нет, то вещь принимается в химчистку и прачечную с условием: «без претензий».
✔На продуктах питания производитель обязан указать срок годности. Если его нет, а также отсутствует информация о производителе, составе и ингредиентах продукта — откажитесь от покупки. Не поддавайтесь на увещевания продавца типа: «Это полчаса назад привезли».
✔Если вы приобретаете дорогую вещь, то имеете право потребовать копию сертификата, лицензии. Копии этих документов только в том случае не фальшивки, если они заверены держателем подлинника, нотариусом или органом, выдавшим сертификат. Обратите внимание на срок действия предоставленных документов. Товарно-сопроводительная документация оформляется изготовителем, поставщиком или продавцом на группу товаров и содержит информацию о каждом из них: номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, реквизиты поставщика или продавца и т.д. Эта документация заверяется подписью и печатью изготовителя, поставщика или продавца с обязательным указанием адреса и телефона. Отказ предоставить необходимые документы — первый признак того, что дело нечисто, а значит, вас ждут неприятности. Откажитесь от покупки.