ВЯЖЕМ СПИЦАМИ

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ И ПОКУПКИ

 

Семейный бюджет — очень важный вопрос, особенно для молодой семьи. Казалось бы, что может быть проще, чем рас­поряжаться деньгами, раз уж они заработаны. Схема на пер­вый взгляд элементарна: получаешь зарплату — приносишь в семью — кладешь в шкатулку (за шкаф, в тумбочку, под матрас) — потом просто берешь оттуда и тратишь на свои нуж­ды. Но очень часто денег к концу месяца не остается. Пожа­луй, всем молодым, неокрепшим в бытовых боях семьям зна­кома эта проблема: полное отсутствие денег перед очередной зарплатой. Впрочем, не только молодым. Семейство «со ста­жем» тоже порой начинает выяснять, на что они были потра­чены, а вспомнить зачастую бывает сложно. Вроде бы и не ку­пили ничего особенного, а деньги как растворились.

Молодая хозяйка, в отличие от опытной, еще не наделена той житейской мудростью, которая подскажет ей, сколько денег надо отложить на овощи, сколько — на одежду и быто­вую химию, а сколько — на непредвиденные расходы в виде оплаты услуг электрика, сантехника или зубного врача.

Желание поскорее потратить деньги бывает настолько все­поглощающим и непреодолимым, что бороться с ним очень сложно. Не швыряйте деньги направо и налево, способствуя развитию китайской, турецкой и польской экономики, но ни­как не процветанию собственного бюджета. Не имеет смысла скупать многочисленные нефункциональные милые пустяч­ки, без которых вполне можно обойтись. Ведь после успешно проведенного опустошительного рейда по магазинам семей­ных денег хватит только на покупку нескольких килограм­мов макарон, которыми «счастливая» пара будет питаться до следующей получки.

Выход есть, и многие им пользуются — ведут учет семей­ных доходов и расходов, стараясь подсчитывать все, на что истрачены деньги. Занесите в таблицу ваши совместные до­ходы. Расходы пока не планируйте, не поленитесь собрать чеки и квитанции на все покупки и услуги, которые вы опла­чивали. Если к концу месяца у вас еще остались средства к существованию, значит, вы с задачей справились. А если за неделю до зарплаты случайно обнаружили, что деньги почти закончились, то самое время задуматься над сокращением расходов. Где там наши собранные чеки? К обсуждению трат и совершенных покупок следует подойти критически и обя­зательно вместе с мужем (который, в идеале, тоже отслежи­вал свои траты).

Некоторые семьи занимаются также планированием бюд­жета на следующий месяц. Распределите ваши доходы на несколько статей: продукты, коммунальные платежи и необ­ходимые товары, карманные расходы и личные траты, непред­виденные случаи и подарки. Очень скоро вы заметите, что стали рациональнее использовать свои финансы.

Каждый желает знать.

Не все знают, что если товар оказался некачественным или по каким-то причинам вас не устраивает, то можно при наличии чека вернуть его продавцу и потребовать деньги обратно. И зачастую потребитель остается в дураках, причем не толь­ко в магазине, но и в прачечной, кафе, на заправке и т. д. По­чему? Потому что мы не знаем своих прав. Рассмотрим под­робнее некоторые типичные ситуации.

✔Допустим, вы рассматривали какую-то хрупкую вещи­цу в магазине и случайно ее разбили. Администрация или продавец, естественно, потребуют оплатить ее стоимость. Но они не имеют на это права, так как за риск случайной порчи товара ответственность несет его собственник. До передачи денег за товар и получения в руки кассового чека собственни­ком является продавец, значит, он и должен будет отвечать. Какой делаем вывод? Правильно, ни в коем случае не согла­шайтесь оплачивать ни полностью, ни частично случайно ис­порченный вами товар. Закон на вашей стороне.

✔Даже в красивых супермаркетах нас иногда обсчитыва­ют. Обычно порядок оплаты за покупку происходит следую­щим образом: кассир пробивает чек, молча кладет ваши день­ги в кассовый ящик и выдает чек вместе со сдачей. Вы обнаруживаете, что вам дали сдачи меньше, чем нужно. Пыта­етесь объясниться, но кассир невозмутим: мол, вы дали дру­гую купюру. По закону расчет должен происходить так: кас­сир называет сумму покупки, берет ваши деньги и кладет их отдельно на видном месте; печатает чек и объявляет общую сто­имость покупки и сумму сдачи; выдает ее вместе с чеком. И только после всех этих манипуляций кладет деньги покупа­теля в кассовый ящик. Если вас обсчитали, следует настоять на своем и обратиться к администратору.

✔Очень часто кассир вместо сдачи предлагает вам всякие абсолютно ненужные мелочи, например спички, конфеты, за­жигалки и пр. В этом случае нарушается закон, если отказы­ваются продать товар, мотивируя тем, что нет сдачи. Продавец или кассир обязан найти выход из создавшегося положения сам, а не требовать от покупателя сбегать разменять деньги.

✔Супермаркеты удобны тем, что в одном месте можно купить практически любые продукты и товары для дома, при­чем каждую покупку не спеша рассмотреть и никто не будет делать замечание, что вы задерживаете очередь. Однако часто люди увлекаются и забывают, зачем, собственно, пришли в магазин. Вследствие этого можно приобрести что-то в дан­ный момент абсолютно ненужное, а на действительно необхо­димую вещь денег уже не останется. Поэтому в супермаркет лучше отправляться со списком товаров, которые вы собира­етесь купить.

✔Один из способов обмануть покупателя в супермаркете заключается в том, что вам приходится платить не только за облюбованный продукт, но и за его упаковку. Проще говоря, это означает, что человек, покупающий осетрину, платит еще и за бумажку, пропахшую деликатесом, причем по цене са­мой осетрины. Часто при централизованной фасовке продук­та используется более «солидная» пленка, чем положено по ГОСТу. Казалось бы, миллиметр толщины, а из этих милли­метров, умноженных на стоимость, получается приличная сумма навара.

✔Еще один способ «выбивания» денег из клиента похож на подсудные шантаж и вымогательство. Кассир специально не пробивает одну единицу купленного вами товара. Вы, не заметив этого, отходите от кассы и... вас останавливает охра­на. Контролер просматривает чек и фиксирует неоплаченный товар, который считается украденным. Охрана вас задержи­вает и предлагает не усугублять ситуацию — обойтись без милиции. Если вы стали жертвой жуликов, то ведите себя уверенно, но не нагло, стойте на своем. Постарайтесь перевес­ти инцидент в недоразумение. Охране самой не нужно усугуб­ления конфликта — люди просто хотят «подзаработать».

Они не имеют права отводить вас в служебное положение, досматривать вас и ваши вещи, применять насилие, кроме случаев оказания сопротивления. Доказать, что это действи­тельно был факт воровства, практически невозможно. Вам до­статочно стоять на своем: все, что вы купили, вами оплачено, остальное — не ваша проблема.

✔Самый распространенный случай нарушения правил торговли в супермаркетах — неправильно развешанные цен­ники и неверная информация на них. Это, правда, может быть связано с банальной халатностью. Но итог подобных наруше­ний один: покупатель берет товар, будучи уверенным, что он имеет вполне приемлемую цену, а у кассы узнает, что этот то­вар значительно дороже.

✔Ценники — хорошие индикаторы добросовестности про­давца. По правилам на каждом ценнике должны быть представ­лены наименование товара, сорт, цена за вес или единицу из­делия, дата его оформления. Все это заверяется подписью материально ответственного лица или печатью организации.

✔Уцененные товары хороши тем, что вожделенную вещь можно приобрести практически по бросовой цене. При этом чем больше у товара изъянов, тем ниже цена. Но сразу трудно увидеть все дефекты, поэтому продавец обязан рассказать по­купателю о них.

✔Товары — почтой. Хм... Можно, конечно, воспользовать­ся услугами чего-то вроде Интернет-торговли, однако, во-первых, велика опасность нарваться на мошенников, а во-вторых, снимок изделия в рекламке очень далек от того, что вы в итоге получите. К тому же обычно необходима предоплата за товар, который вы в глаза не видели и в руках не держали. Поэтому прежде чем что-то заказывать, узнайте юридический адрес продавца, потребуйте чек или накладную с его реквизитами.

✔В мастерских и салонах по ремонту, чистке, стирке, стрижке и т. д. не имеют права требовать с вас предоплату. По закону услугу сначала надо оказать, а уже потом брать за нее плату. Обязательно требуйте чек и квитанцию с рекви­зитами и указанием услуги, даты приема заказа и конечно­го срока его выполнения.

✔Если в ресторане, кафе или столовой официант принес вам еду, которая не соответствует написанному (масса, состав и пр.), вы вправе от нее отказаться.

✔Приобретая, например, бытовую технику, имейте в виду, что производители товаров устанавливают гарантийный срок только на то изделие, которое распространяется через официальных дилеров. Срок гарантии исчисляется с момен­та передачи товара потребителю. Продавец не имеет права уменьшать срок, установленный изготовителем. Если завод­ская гарантия на три месяца, а вам говорят, что на два, отка­житесь от покупки. Если у вас требуют плату за гарантию, вы­ясните, кем и на каком основании она установлена. Проверьте все внимательно: в гарантийном талоне должна быть указана информация о месте и дате покупки, стоять подпись продав­ца и штамп магазина.

✔Гарантийный срок и срок службы изделия — не одно и то же. Срок службы определяется отрезком времени и едини­цей измерения, например для автомобиля — километрами пробега. Определяется он изготовителем, однако если этот срок не указан, товар автоматически должен прослужить в течение 10 лет. То есть если вещь сломалась раньше срока службы изделия не по вашей вине, то вы имеете право требо­вать с изготовителя компенсацию.

✔Ни в коем случае не срезайте ярлыки с одежды. На них стоят символы, разъясняющие правила ухода за вещью. Если вашу вещь испортят в химчистке или в прачечной, то вы смо­жете отстоять свои права, так как изделие было обработано в обход предупреждению на ярлыке. Если ярлыка нет, то вещь принимается в химчистку и прачечную с условием: «без пре­тензий».

✔На продуктах питания производитель обязан указать срок годности. Если его нет, а также отсутствует информация о производителе, составе и ингредиентах продукта — откажи­тесь от покупки. Не поддавайтесь на увещевания продавца типа: «Это полчаса назад привезли».

✔Если вы приобретаете дорогую вещь, то имеете право по­требовать копию сертификата, лицензии. Копии этих докумен­тов только в том случае не фальшивки, если они заверены дер­жателем подлинника, нотариусом или органом, выдавшим сертификат. Обратите внимание на срок действия предостав­ленных документов. Товарно-сопроводительная документация оформляется изготовителем, поставщиком или продавцом на группу товаров и содержит информацию о каждом из них: но­мер сертификата соответствия, срок его действия, орган, вы­давший сертификат, реквизиты поставщика или продавца и т.д. Эта документация заверяется подписью и печатью изгото­вителя, поставщика или продавца с обязательным указанием адреса и телефона. Отказ предоставить необходимые докумен­ты — первый признак того, что дело нечисто, а значит, вас ждут неприятности. Откажитесь от покупки.

Поиск

ЛЕПИМ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Поделиться

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru