Шитье из лоскутков и простегивание многослойных текстильных изделий является традиционным видом декоративно-прикладного искусства для многих народов мира. Обе эти техники тесно связаны между собой.
Считается, что квилт, или стежка, впервые появился в странах Востока несколько тысячелетий назад. В одеянии буддийских монахов, например, важнейшей деталью были «кэса» – теплые стеганые лоскутные накидки. Буддийские предания гласят, что сам Будда лично разработал правила изготовления кэса (количество и расположение частей, специальные стежки). С момента своего возникновения в VI столетии широкое и большей частью прямоугольное покрывало осталось без принципиальных изменений. Кэса, драпируясь подобно тоге, носится через левое плечо, оставляя открытыми правое плечо и руку.
Для того чтобы начать работать с лоскутками, подойдут самые простые швейные инструменты, которые наверняка найдутся в каждом доме, но лучше, конечно, со временем приобрести новые хорошего качества и поддерживать их в исправности.
А если Вы всерьез решите заняться этим видом творчества, то стоит обзавестись, кроме этого, специальными инструментами, заметно облегчающими труд квилтера. Работая с хорошим инструментом, Вы будете получать массу удовольствия от таких рутинных операций, как раскрой множества одинаковых мелких деталей или машинная стежка изделия размером 1,5 х2 м. Кроме того, инструменты, разработанные специально для занятий пэчворком, сэкономят Вам огромное количество времени и сил.
Традиционно в лоскутном шитье применялись хлопчатобумажные ткани – они удобны в работе, недороги и гигиеничны в использовании (в таких вещах, как одеяла, например, хлопчатобумажные ткани – единственно возможное решение). Одна лишь проблема стоит перед украинским квилтером – и где же их взять?
Нитки желательно иметь различных цветов, оттенков и качества. Для хлопчатобумажных тканей – х/б нитки, для синтетических – смесовые. Выбор ниток зависит от конкретной операции, которую вы выполняете.
Лоскутки в блоки сшивают нитками № 50 или 60 нейтральных тонов – в зависимости от цвета лоскутков – серыми, бежевыми, чуть зеленоватыми, сиреневыми.
Для сборки блоков в полотно (имеются в виду крупноформатные работы) нужно взять прочные, армированные нитки № 40, 50.
Ткани. О, это сладкое слово «ткани»!.. Для истинного квилтера ткани – это цветовая палитра, с которой он работает, и неисчерпаемый кладезь вдохновения, предмет бесконечных лихорадочных поисков и гениальных находок и источник эмоций, варьирующихся от черной зависти и глубокого отчаяния до полного и безоблачного счастья.
Ведь ткани решают практически всё! Имея под рукой красивые ткани, в удачном цветовом сочетании и хорошо зная технологию, Вы легко сошьете нечто совершенно очаровательное, применив самую простую лоскутную схему. И в то же время любой самый гениальный эскиз никогда не будет приведен в исполнение при отсутствии подходящих тканей, а самая интересная геометрическая схема, выполненная из чего попало, потеряет всю свою прелесть.
Не жалейте времени на подготовку материалов к работе, оно с лихвой окупится в процессе изготовления изделий, а самое главное – пользоваться этими изделиями Вы сможете долгие годы!
В первую очередь все ткани, тесьму, ленты и отделочные шнуры проверяют на прочность окраски. Для этого уголок лоскута, краешек тесьмы, ленты утюжат через мокрую белую ткань. Если на ней остается след, значит, материал попался линючий и его можно использовать только после длительного полоскания в теплой воде (пока вода не станет прозрачной). Лучше, конечно, такими материалами совсем не пользоваться, но если уж очень необходим именно этот лоскуток (ленточка, тесемочка), то можно попытаться закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением уксуса (1 ст. ложку на 5 л воды).
При работе с лоскутками очень важно научиться правильно работать с цветом. Два лоскутных изделия, выполненных по единому эскизу, но в разных цветовых решениях, будут выглядеть совершенно различно.
Гармония цветов – это красивая, согласованная, приятная для восприятия цветовая композиция, то есть некое радующее глаз равновесие цветовых пятен. Упрощенно, оценка «гармонично – дисгармонично» в первую очередь, эмоциональная: «нравится – не нравится». Но профессионалы давно перенесли понятие гармонии цвета из области ощущений в мир научных закономерностей.
Для определения гармонических сочетаний удобно пользоваться двенадцатисекторным цветовым кругом. Основные, чистые, цвета этого круга – желтый, красный и синий. Их также называют цветами первого порядка.
Теперь, когда мы обрели восприятие цвета, узнали все о цветовых кругах, определили, что «тепло», а что «холодно», разобрались с темными и светлыми оттенками, насыщенностью и интенсивностью цвета, пришло время выбора цветов для своего будущего квилта. В первую очередь задумаемся над его эмоциональной окраской. Теплые яркие тона (красный, оранжевый, желтый) и их сочетания всегда привносят ощущение солнца, радости в комнату. Тона холодной гаммы (голубые, зеленые) – действуют успокаивающе. Конечно, Вы можете воспользоваться цветными схемами или найти в книге иллюстрацию, которая Вам понравится. Но лучше начать с изучения обстановки комнаты, где будет находиться квилт. Например, если стены в спальне бежевые, а ковер на полу бордовый, то это будет неплохой комбинацией цветов для покрывала. Нужно решить, какой из цветов будет основным или доминирующим. Если основным цветом квилта выбрать бежевый, он должен присутствовать практически в каждом лоскутном блоке. Соответственно, контрастным цветом будет бордовый. Контрастный цвет используется как акцент и должен быть в большинстве блоков. Остальные цвета, присутствующие в тканях, должны сочетаться с основными, подчеркивая и оттеняя их.
Понятие шаблона. Одним из основных условий Вашей победы на трудной ниве «пэчворкования» является точность и аккуратность раскроя деталей. Лишний миллиметр на каждой из десяти полосочек, сшитых между собой, даст в сумме сантиметровую погрешность, уже весьма заметную глазу и портящую узор. Поэтому при раскрое нужно зорко следить за тем, чтобы все однотипные детали были совершенно одинаковы по размеру. Это легко достигается при помощи специальных инструментов, но не исключает изготовления картонных или пластиковых раскроечных шаблонов. Так что же такое шаблоны, и зачем они нам нужны?
Итак, мы выкроили детали, теперь нужно сшить их в единое целое. Начнем с метода наших прабабушек.
Так как лоскутное шитье гораздо старше швейных машинок, изначально все кусочки соединялись мастерицами вручную. Я заранее представляю Ваше искреннее возмущение: «Зачем же тратить на это столько сил и времени, когда есть современные швейные машинки!!!» В чем-то, конечно, Вы правы. Но. Ведь современных вязальных машин тоже не счесть, но крючок и спицы пока еще никто не отменял. Во-первых, есть в процессе ручной сборки и стежки, так же, как и в ручном вязании, что-то от медитации. Вот только представьте себе, что на даче, где нет швейной машинки (и, желательно, телевизора!), Вы, никуда не торопясь, в самые жаркие часы, когда нельзя работать в саду, или наоборот, вечером, под низко висящей лампой, в свое удовольствие шьете вручную, концентрируя все свое внимание на кусочках ткани и забывая при этом обо всем на свете! Лучшего отдыха от всех проблем просто не придумать!
Шитье из полос – самый распространенный вид лоскутной техники. Старинные лоскутные изделия собирались вручную из различных геометрических элементов, и особого предпочтения тому или иному способу их соединения в те далекие времена не оказывалось. С появлением швейных машин возникла возможность быстрее собирать лоскутные работы, а техника шитья из полос стала достаточно популярной как наиболее скоростная по сравнению с остальными разновидностями лоскутного шитья.
Рассмотрим более подробно технику шитья из полос на примере изготовления традиционных лоскутных схем.
Чуть более сложная и интересная схема у нас получится, если мы разделим квадрат основы на несколько частей (рис. 12). В этом случае вместо бумаги рекомендую нарезать кусков из старенькой простыни, слегка подкрахмалив ее. Ткань в качестве основы отличается от бумаги тем, что она навсегда останется в изделии и несколько утяжелит его. Зато блоки, сшитые на тканевой основе, меньше деформируются, чем сильно облегчают работу с ними.
В качестве основы можно использовать также тонкий клеевой флизелин, только в этом случае будьте предельно осторожны с утюгом – чтобы не пришлось отдирать неудачно приутюженую деталь.
Для сборки полотна по этой технологии Вам потребуются, остатки полосок от всех Ваших предыдущих экспериментов. Длина их не важна, главное, эти кусочки нужно разобрать на кучки по ширине. Повторюсь: длина значения не имеет. Все зависит либо от имеющегося материала, либо от Вашего замысла. Две подходящие по ширине и цвету полоски складываем лицом к лицу, выравниваем, скалываем и стачиваем по короткой стороне. Заутюживаем швы на темную сторону и продолжаем таким образом набирать полосу в длину. Когда длина достаточна, переходим ко второй полоске, после чего стачиваем набранные полосы между собой. Внимательно следя за положением швов при утюжке, продолжаем работу до получения нужного результата (рис. 20, 20 а).
Акцентирую Ваше внимание на двух вещах:
Настало время нам с Вами перейти к более сложным и продвинутым схемам сборки узоров из полос. Все их можно прошить как в технологии шитья по бумаге, так и по основе, но мы рассмотрим самый сложный вариант – лоскутную сборку. Почему самый сложный? Потому что, несмотря на кажущуюся простоту, в лоскутной сборке, а особенно в сборке этих схем, есть множество нюансов. Сошьете первый образец – поймете.
Итак, схема сборки лоскутного блока «Елочка» (или «Паркет», «Шишка») своим названием обязана внешнему сходству с видом молодой ели, паркетной кладки или с формой шишки. Иногда можно встретить эту схему под названием «Четверть квадрата» (рис. 22).
Давайте знакомиться с самым знаменитым, любимым, распространенным, удобным, многофункциональным и так далее (список достоинств можно продолжать еще две страницы) блоком из полос, широко известным во всех уголках мира под различными агентурными кличками: «Сруб», «Изба», «Американский квадрат», «Очаг», «Колодец», «Хижина», «Бревенчатый домик», а также (в иностранной литературе и Интернете) под названием «Log cabin». Его можно увидеть в орнаментах Египта, в одежде старообрядцев в глухих уголках России, на английских покрывалах позапрошлого века. Блок этот, являясь ветераном лоскутного шитья, уже не одно столетие уверенно лидирует в геометрическом пэчворке и вдохновляет на эксперименты все новые поколения мастериц. Художественные возможности его практически неисчерпаемы! Квилты, сшитые с применением различных схем этого блока, совершенно не похожи один на другой. И нет, наверное, в мире квилтера, который хотя бы раз в жизни не сшил хотя бы одно изделие по схеме «Log cabin».
Принцип скоростного шитья заключается в следующем. Полосы ткани мы последовательно стачиваем по длинным сторонам машинной строчкой с мелким шагом, получая довольно длинные заготовки. А затем разрезаем их на какие-либо новые фигуры – треугольники, прямоугольники, квадраты, полоски. После чего полученные фрагменты снова стачиваем, компонуя, как правило, со сдвигом или поворотом относительно друг друга и получая при этом совершенно новые, интересные, а подчас и неожиданные узоры. При разрезании не забывайте учитывать припуски на последующие, сборочные швы.
Так, если стачать четное количество полос одинаковой ширины с чередованием двух расцветок, разрезать их на прямоугольники перпендикулярно шву стачивания с интервалом, равным изначальной ширине полос, и снова стачать полученные фрагменты с поочередным поворотом на 180°, то получится «шахматный» узор (рис. 46).
Эту технологию применяют не только и не столько при сборке мелкой лоскутной мозаики из квадратов (тем более что я обещала научить Вас собирать полотнища из квадратов ускоренными методами, а раз обещала – научу). Скорее, она пригодится Вам для сборки отдельных блоков в полотно, поскольку основное и практически непреложное правило лоскутного шитья гласит: «лоскутки – в квадраты, квадраты – в полосы, полосы – между собой». Исключения в этом правиле есть, и немало, но в формате этого раздела сайта мы о них говорить не будем.
Итак. Качество лоскутного полотна из квадратов в первую очередь зависит от точности кроя составляющих его деталей-квадратов. Если Вы пользуетесь роликовым ножом и подложкой – нет проблем, они специально созданы для достижения максимальной точности кроя в лоскутном шитье, но если ножницами – дело уже несколько осложняется. Но повода напрягаться пока что нет. Маленькие квадратики классики жанра советуют нам выкраивать по шаблону, и тут мы их слушаемся безоговорочно, так почему бы не применить этот метод к большим квадратам?
Единственный самостоятельный узор, выполняющийся собственно из квадратов, называется «Вокруг света» и шьется с применением ускоренной техники. Для этого узор разбивается на 4 части (рис. 58). Вертикальные и горизонтальные ряды четырех зеркальных частей составлены из расположенных в одном порядке квадратиков, со сдвигом на один. Пронумеруйте квадраты одной полосы и подберите ткани нужных оттенков. Тканей должно быть много, чем больше, тем лучше. Но если много нет – не расстраивайтесь, этот узор можно сшить и в два-три контрастных цвета. Возможны различные варианты цветового решения, но их нужно продумать (а еще лучше – прорисовать) заранее. Особенно выразительно будет выглядеть рисунок, например, из пяти оттенков одного и пяти оттенков другого, желательно, контрастного цвета, если самый темный квадратик одного цвета будет рядом с самым светлым квадратиком другого.
В традиционном американском пэчворке существует еще масса блоков, скомбинированных из полос и квадратов. Как правило, их можно назвать уже узорами, основанными на тех, что мы с Вами обсуждали на протяжении всего этого раздела сайта.
Например, схема «Елочка», если начальным элементом сделать не квадрат, а треугольник и пришить к нему много полосок, как показано на рис. 61, плавно превращается в «Косичку». Изготовив несколько таких полос-косичек, их можно с таким же успехом, как и все предыдущие блоки-полосы, разделять растром, разрезать и поворачивать относительно друг друга на 90° и 180° (рис. 62).
Итак, мы с Вами рассмотрели, какие возможности для полета творческой фантазии дают нам квадраты и полоски. И Вы, конечно, уже запланировали не один стеганый шедевр в этих славных техниках. Но чтобы спроектировать и сшить полноценное лоскутное изделие, мало знаний об изготовлении, собственно, блоков. Нужно иметь твердое представление о том, что такое кайма и окантовка изделия, как и когда его стегать и как спроектировать будущее одеяло, наконец. Вот об этом мы и поговорим в настоящей главе.
Кайма – важная часть лоскутного произведения. Она несет не только художественную, но и технологическую нагрузку. Благодаря красиво подобранной кайме Ваше одеяло (панно) будет выглядеть законченным, а правильно пришитая еще и придаст ему безупречную форму. Не забывайте, что так же, как тщательно продуманная кайма украсит ваше изделие, случайная – легко его испортит. И не торопитесь, так как кайма нередко требует не меньше творческих усилий и поисков, чем само изделие.
Стежка, как прием шитья, служащий в первую очередь для скрепления нескольких слоев ткани, применялась с давних времен у самых разных народностей мира. Японские кэса и таджикские чапаны много веков назад стегались по одной и той же технологии. Но постепенно творческая фантазия мастериц превратила ее из элемента чисто функционального в элемент в первую очередь декоративный. Я уже упоминала в начале этого раздела сайта квилты амишей, изукрашенные роскошной ручной стежкой, придающий этим изделиям неповторимый изыск и колорит. С другой стороны, в последнее время появились специализированные швейные машины, имитирующие ручную стежку, специально разработанные для простегивания квилтов большого размера, натянутых на раму.
Для того чтобы простегать изделие (в нашем случае одеяло), нужно сначала произвести с ним некоторые подготовительные операции. В первую очередь еще раз как следует отутюжьте и даже отпарьте лоскутную часть. Утюгом можно убрать (сутюжить или чуть растянуть) небольшие погрешности сборки.
Затем нужно выкроить прокладку и подкладку. Прокладка – синтепон, ватин или флис – выкраивается примерно на 5 см по каждой стороне больше лоскутной части. Если стандартной ширины прокладочного материала Вам не хватает, нужно дотачать ее вручную, уложив нужную полосу встык и соединив с основным полотном широкими, свободными стежками через край, чтобы на месте стыка не было заметного утолщения.
Изделия, простеганные вручную, обладают необыкновенной мягкостью, теплом и зарядом положительной энергии. И вот если сшивать вручную отдельные лоскутки в наш век сумасшедших скоростей кажется неоправданной тратой времени, то простегивать квилты вручную отнюдь не роскошь. Ручная стежка придает собранному на машине изделию необыкновенную «домашность», шарм настоящего хэнд-мейда. То, как против ручной стежки смотрится машинная, одна известная мастерица определила двумя словами: «Не греет».
Для того чтобы простегать изделие вручную, нужно выполнить те же предварительные операции по сборке и сметыванию трех слоев, что и при машинной стежке. Так же, как и при стежке на машинке, все швы выполняются от центра к краям изделия. Поскольку Вы вряд ли обеспечите себя в ближайшем будущем рамой для стежки (я и так от Вас требую слишком многого), я расскажу вам по секрету, как стегать вручную без нее.
Когда я начинала свои занятия лоскутным шитьем, этот вопрос интересовал меня в первую очередь. Наверное, потому, что с детства занимаясь всяческим рукоделием, я ни разу не повторила чужое изделие. Гораздо интересней было придумать и спроектировать модель свитера или юбки самой. Разве что для схем вышивки крестом я однажды сделала исключение и повторила несколько старинных бабушкиных подушек. Но размер креста и цветовую гамму изменила при этом так, что никто бы и не подумал, что эти два изделия вышиты по одной схеме.
Конечно же, Вы хотите, чтобы произведение, в которое Вы вложили столько труда и времени, как можно дольше приносило Вам радость. Итак, несколько практических советов по уходу за лоскутными изделиями.
• Чтобы краски на квилте долго сохраняли яркость цвета, лоскутное изделие не должно находиться под прямыми солнечными лучами.
• Если Вы длительное время храните изделие в сложенном виде, то по прошествии нескольких недель его нужно обязательно вынуть и сложить по-другому, во избежание появления заломов. Лучше всего складывать квилты втрое, чтобы линии сминания не приходились на середину.